Guest
|
распределение животных связано, как правило, с биомом в целом, а не только с его отдельной характеристикой, такой, как годовой температурный цикл или осадки.
Ставящая в тупик пестрота видового состава крупных позвоночных Северной Евразии в периоды до пришествия в эти зоны человека, связана не со странной аберрацией тогдашних зверей, а с тем, что существовала гигантская мегазона единообразного типа БЕЗ ШИРОТНОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ. Безусловно, средние Т отличались на севере и на юге этого мегазоны, но биом был единообразен и простирался от ледникогового щита/океанского побережья на Севере, до Горной Страны на юге.
Существование зоны холодной степи/лесостепи с включением пойменных лесов было обусловлено наличием и многочисленностью ландафтообразующих видов травоядных, в сцепке с которыми жили крупные хищники. Принципиально система очень напоминала современную африканскую саванну.
Самое главное - эта самоподдерживающаяся система фауна-биом существовала в течение ВСЕГО ледникового периода, включая многочисленные межледниковья. Происходила плавная смена некторых видов, замещавшихся их эволюционирующими потомками, но сбоя комплекса в целом не было. Так, на территория Северной Евразии, а конкретно - в России, последовательно жило 4-5 видов мамонтов. Итоговым оказался всем знакомый шерститстый мамонт, до него был троногтериевый, степной и пр. Но в целом - мамонты в России жили всегда. То же самое - с носорогами. То же - с лошадьми и дикими быками.
Эпоха плейстоцена в целом характеризуется циклически повторяющимися оледенениями и потеплениями, некоторые из которых были гораздо теплее нынешнего. Эпоха "голоцена", в которой мы сейчас живем и которая якобы началась ~10 тыс. лет назад, по моему глубокому убеждению, является научной фикцией и концептуально абсолютно лжива. Сегодня есть просто заурядное потепление в рамках продолжающегося циклического плейстоцена. Даже с учетом глобального влияния на климат всей промышленности и с.х. человечества, это потепление еще не достигло тех показателей, которые наблюдались в среднем плейстоцене, например. Выделение особой "эпохи человека", как некоего трамплина в новое будущее непраомерно. Климатически - это рядовой цикл в теплой фазе. Будут еще и холодные. Возможно - ОЧЕНЬ холодные. Есть прогноз, что очередное оледенение, долженствующее наступить через 40-50 тысячетелетий, может по жестокости превзойти все, что видела Земля за все 2,5 млн. лет текущего плейстоцена и достигнуть или даже переплюнуть нижнепермское оледенение (около 250 млн. лет назад). Когда наша тропическая в то время планета практически вся покрылась льдом.
Но не в этом суть дискуссии.
Проблема климатических теорий вымирания в том, что никогда, ни в одном цикле плейстоцена, даже во времена самых жестких сбоев и потеплений куда более мощных, чем сегодня, мамонтовая фауна НЕ ВЫМИРАЛА.
Сейчас же идет вполне умеренное, заурядное потепление - и она вымерла ПОЛНОСТЬЮ, либо виды, составлявшие ее комплекс, рассеяны по широтным зонам, которые вообще сформировались только 8-7 тысяч лет назад. Что же за фактор мог вызывать этот кошмарный коллапс, уничтоживший удивительно устойчивый и разнообразный комплекс? - Единственный полностью НОВЫЙ фактор, характерный именно для эпохи последнего оледенения-потепления - это выход на арену жизни в Евразии, Америках и Австралии (но не в Африке) вида Хомо сапиенс.
Количественно людей было не много. По нынешним меркам.
Учтите только одну маленькую деталь - разумные люди - коллективные животные, владеющие языком, способные к обучению, планированию действий на длительный период и обладающие экстрасоматическими органами. - Это действительно уникальные животные. И при этом - они занимают нишу именно ВЕРХОВНОГО ХИЩНИКА, владеющего разнообразными методами охоты, способного переключаться с одного вида добычи на другой, использовать дистанционное оружие и четко склонного к массовым убийствам.
Внезапного, не коэволюционного появления такого существа безусловно достаточно для практически мгновенного разрушения экологического баланса тем более в условиях, когда популяции местных видов испытывают стресс перестройки абиотических факторов, идет смена маршрутов миграций, смена расположения зимних и летних пастбищ и трясинных/зыбучих участков и прочего. Это тем более верно, что ключевыми видами в северных экосистемах оказывались мамонты - вид с очень низким потенциалом размножения и нуждающийся в длительном периоде знакомства со средой и вхождения в социум. Возможно, что мамонты были не очень адаптивны в условиях резкого изменения географии жизненно важных объектов (водопои, пастбища) и теряли много молодняка в такие периоды. Т.е. численность их и так снижалась и популяция нуждалась в периоде стабилизации и покоя. Однако покоя им никто предоставлять не собирался - именно с отступлением льдов в Северную равнинную Ервазию вторгаются сапиенсы. Причем сапиенсы, культура которых была ориентирована именно на охоту на мамонтов. (почитайте описания верхнепалеолитических стоянок на Урале, в Поднепровье и пр.) И в любом случае, у мамонтов не блыо эволюционного опыта сосуществования с гоминидами, которым располагали их африканские и даже южно-азиатские собратья. Истребить же носорогов еще проще - они глупы, а скорость размножения не выше, чем у слонов.
Истребление этих ключевых фигур веден к зарастанию ландшафта в улсовиях увлажнения климата и смене копытных сообществ.
=========
Смена африканских биоценозов может быть обусловлена чем угодно, но наличие слонов и черных носорогов предотвращает зарастание открытых участков древостоем, сохраняя поляны и саванновый облик. Траву - да, ее в основном едят копытные. Но не кустарники и деревья.
|